Оптовый ювелирный завод на заказ

История ювелиров

ювилирный дом Эта фраза верна сейчас как никогда, а если бы она была сказана в начале ХХ века – тем более. 1917 год для ювелирного дела в России оказался роковым. Ювелирные фирмы подверглись национализации, что на деле порой оказывалось просто разграблением. Фаберже уезжает за границу, магазины семьи Болин опечатываются, а их товар конфисковывается; Сазиков, Овчинников, братья Грачевы, Постников – все эти и другие прославленные имена перестают звучать в ювелирном деле России и предаются забвению. Почти все ювелирные фирмы с 1918 года закрыты либо преобразованы в самые разные промышленные предприятия, ставшие собственностью государства, к примеру, на базе фирмы Ивана Петровича Хлебникова silverlain существовал платиновый завод. Более того, в 1920-е годы начинают работать комиссии по изъятию ценностей из церквей, соборов, монастырей и даже частных домов, а все, что было собрано, в большинстве своем отправлялось на переплавку как идейно устаревшее и ненужное в обновленной стране. Только благодаря усилиям музейных работников, мужественно защищавших шедевры ювелирного искусства, удалось сохранить небольшую их часть.

«Русские самоцветы» как продолжатели традиций Фаберже
Академик А. Е. Ферсман провозгласил новый век угля, пришедшего на смену алмазу – родному брату: «Алмаз — твое величие в прошлом! Не надо нам сейчас дорогих бриллиантов в золотой оправе, ожерелий, ривьер, диадем… В борьбе двух камней углерода — прозрачного алмаза и черного угля — победа за черным!». Эта фраза в полной мере выражала позицию руководства страны по отношению к ювелирному делу. И в то время как во всем мире шло естественное развитие ювелирного искусства, ар нуво сменился ар деко, появился «стиль звезд» и вообще царило многообразие направлений и стилей, в СССР декретом Совнаркома в 1922 году на базе общества «Русские самоцветы» создан государственный трест «Русские самоцветы», который стал на долгие годы ювилирный дом silverlain главным, крупнейшим предприятием русской ювелирной промышленности – с четкими задачами, как идейными, так и экономическими. «Русские самоцветы» работали с государственными заказами, а также выпускали продукцию для широкого потребителя. И, кстати, именно А. Е. Ферсман непосредственно участвовал в образовании треста, в создании его Устава, а также был его неизменным консультантом.

«Русские самоцветы» – преемники санкт-петербургской ювелирной традиции. Уже к середине 1930-х годов это было огромное предприятие с производственной сетью во всех крупнейших городах СССР и даже с представительством в Лондоне. Трест занимался всем: от производства ювелирных изделий до установки памятников. Именно «Русские самоцветы» исполнили рубиновые звезды для Московского Кремля, первоначальный вариант которых был решен с использованием уральских самоцветов: изображение серпа и молота состояло из почти десяти тысяч уральских камней – горного хрусталя, аметистов, топазов, аквамаринов, – весом от двадцати до двухсот карат, ограненных ювилирный завод несколькими сотнями ювелиров. Также трест изготовил огромную карту СССР из камней-самоцветов, которая участвовала в международных выставках в 30-х годах XX века.

История «Русских самоцветов» началась с Императорской гранильной фабрики, основанной почти одновременно с самим городом – в 1721 году. А в 1966 году появился единственный в своем роде Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности – ВНИИювелирпром. В институте изучалось все, что связано с ювелирной промышленностью: от исследований в области новых сплавов до ценообразования и тенденций ювелирной моды.

Постепенно к мастерам и руководителям отрасли приходит осознание необходимости восстановления забытых ювелирных традиций. В 70-х годах, например, было восстановлено производство эмалево-филигранной посуды из серебра, которая продолжает традиции фирмы Фаберже. Наконец, в новейшее время – в 1993 году – «Русские самоцветы» стали акционерным обществом. Начало конкуренции в ювелирной промышленности в 1990-х годах только ювилирный завод silverlain усилило позиции компании, неизменно стремящейся к возрождению славы русских ювелиров. «Русские самоцветы» не только исполняют заказы Московского Кремля и правительств соседних республик, но и выпускают ювелирные изделия для широкого круга покупателей, среди которых и посуда, и часы, а также изготовляют их на заказ и, конечно, создают эксклюзивные серии украшений.

«Ювелиры Урала» – гигант русской ювелирной мысли
Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург – вот три кита, на которых с XVIII века стояло российское ювелирное дело, и ХХ век не стал исключением. Одним из представителей Екатеринбургской школы является компания «Ювелиры Урала» – одно из крупнейших предприятий отрасли, ведущее свою историю со времен екатеринбургской Минералогической мастерской, учрежденной еще в 1896 году и специализировавшейся на создании научно-минералогических коллекций. В 1920-х годах здесь также поработал научным консультантом А. Е. Ферсман. В 1938 году был основан гранильный цех, а в 1941 — ювелирный цех, что стало началом ювелирного производства. В это время Екатеринбург был Свердловском, поэтому предприятие называлось Свердловской ювелирно-гранильной фабрикой.

Кто же работал на советских ювелирных фабриках, если руководители и в то же время талантливейшие мастера оставили предпринимательскую деятельность и в большинстве своем уехали из России? Осталось много мастеров, которые работали с именитыми ювелирами страны, например, В. Г. Рощин, который трудился на фирме Фаберже в Санкт-Петербурге, а затем работал и передавал ученикам свое мастерство именно на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике.

Сегодня это высококачественное массовое производство ювелирных украшений из золота, платины, серебра с бриллиантами, изумрудами, жемчугом и другими камнями, причем с достойным мужским ассортиментом. Камни имеют прекрасную огранку; дизайн изделий как традиционный, памятный по советским временам, так и новый, учитывающий мировые ювелирные тенденции, например, кольцо из трех тонких свободно соединенных колец из золота разных цветов – привет от Cartier. Кроме того, «Ювелиры Урала» выпускают сувенирную и геральдическую продукцию. Есть и эксклюзивные украшения, которые создаются, как и в большинстве крупных производственных фирм, к различным выставкам и конкурсам.

Московский ювелирный завод – бриллиантовая рука России
В 1920 году прошлого века в Москве был учрежден ювелирный завод, который во времена СССР ничем особенным не отличился, выпуская стандартный набор ювелирных изделий, знакомый многим по маминым и бабушкиным шкатулкам. Но в конце 80-х годов, когда до распада СССР оставалось совсем немного, власти решили сделать гранильную промышленность рыночной. Тогда и был приглашен израильский бизнесмен Лев Леваев, эмигрировавший в Израиль из Союза в 70-х годах. Он создал СП «Руиз Даймондс», которое досталось ему после 1991 года. Через пару лет Леваев купил и МЮЗ, ориентировав его на производство ювелирных украшений с бриллиантами. К 2008 году Московский ювелирный завод находится на третьем месте по объему производства с выручкой в 250 миллионов долларов, опередив и «Русские самоцветы» (пятое место), и все остальные ювелирные заводы, известные со времен СССР. МЮЗ владеет собственной розничной сетью и постепенно переводит свое производство в Пермь, где находится гранильное предприятие, принадлежащее Леваеву, которое гранит алмазы, добытые «Уралалмазом» (хозяином которого… правильно, является Леваев).

Выбор украшений, производимых МЮЗ, весьма достойный и широкий: можно найти кольцо или подвеску с тем же бриллиантом или, к примеру, сапфиром, и за 3000-5000 рублей, а можно стать обладателем кольца с каратным бриллиантом высоких характеристик стоимостью в 100 000 рублей и выше. Завод специализируется исключительно на выпуске драгоценных украшений и аксессуаров (зажигалки, портсигары, часы) из золота и платины. Интересным предложением МЮЗ является возможность купить сертифицированные бриллианты, которые можно впоследствии продать обратно заводу. Такой ход объясняется тем, что многие покупают украшения, чтобы вложить деньги – куда проще купить камни, которые стоят дороже золота, тем более что начинается «бриллиантовая» лихорадка: «Алроса» уже год назад объявила о снижении добычи алмазов, а De Beers сокращает поставки.

Не оскудела талантами земля русская…
Кому-то может показаться странным, но самыми успешными ювелирными предприятиями с самой крупной выручкой на сегодня являются те, что появились после 1991 года – второго рокового года для ювелирной промышленности России в новое время. Первым в списке значится завод «Адамас», созданный в 1993 году братьями Андреем и Павлом Сидоренко. Одним из секретов «Адамаса» является стремление удержаться на грани традиционного российского дизайна и новинок в сфере ювелирного дела, которые привносят иностранные дизайнеры, создающие часть коллекций фирмы. Вторая идея, которая определила успех – это видение своего покупателя. Как говорят в «Адамасе», его видят как человека, стремящегося попасть в средний класс, который уже не хочет ездить на «Жигулях», а на новый «Опель» денег пока не хватает. Небольшую часть продаваемых в розничной сети «Адамаса» изделий составляют изделия других фирм; кроме того, завод развивает мелкосерийное производство и создает эксклюзивные украшения по индивидуальным заказам.

Номер два в списке – Ювелирный Дом «Яшма» (бренд «Яшма-золото», ОАО «Торгово-производственная компания Яшма»). Он существует с 1998 года и сразу был ориентирован на выпуск самого широкого ассортимента ювелирных изделий из золота 585 пробы, но обычного дизайна. Номер третий – МЮЗ, о котором рассказано выше, а четверым идет «Алмаз-холдинг», начавший свою историю в 1993 году под руководством уроженца Костромский области и выпускника Казахстанского института стратегических исследований Флуна Гумерова с небольшой фирмы по оптовой продаже ювелирных изделий. Гумерову удалось приобрести одно из старейших предприятий России – завод «Красносельский Ювелирпром».

Красное-на-Волге – место, славящееся своими златокузнецами с IX века. Мастера села Красное, как оно раньше называлось, делали украшения, рассчитанные на небогатых людей, а их изделия к концу XIX века встречались почти на всех ярмарках России; самые крупные заказы делали члены царской семьи. В 1904 году была основана Художественно-ремесленная учебная мастерская золотосеребряного дела, положившая начало образованию завода. Красносельские мастера работали в технике филиграни, или скани (с использованием золотой и серебряной проволоки) – самобытной, исконно русской, относящейся скорее к народным промыслам, чем к ювелирному искусству, как оно понимается большинством сейчас.

Для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году красносельские мастера изготовили великолепный филигранный герб СССР, а в 1937 году, на парижской всемирной ювелирной выставке сканый подстаканник принес Красному селу международную славу и гран-при: наш любимый подстаканник был для Европы невероятной экзотикой.

Сегодня ОАО «Красносельский Ювелирпром» делает украшения из золота и серебра, а также предметы сервировки стола из серебра: праздничные винные наборы, бокалы, столовые приборы, ложки с финифтью. Особый вид продукции – это изделия религиозной тематики; в 2000 году завод вошел в небольшое число ювелирных предприятий из списка «Московских патриарших мастерских». Кстати, есть в Красном и завод «Платина» с высокой культурой производства, у которого хоть и обычный модельный ряд, но высокого качества.

Сам же «Алмаз-холдинг» выпускает до 10 000 наименований изделий – очень много, и треть из них обновляется ежегодно; из всех проб золота, а также из серебра и платины, с камнями как натуральными, так и синтетическими. Вещи, выпускаемые как эксклюзив, отличаются смелостью задумки и изысканностью исполнения, как, например, броши в виде цветов в вазе или брошь «Летучая мышь» в стиле модерн с аметистами, сапфирами, жемчугом и бриллиантами.

Хотя все эти предприятия ориентированы на массовое производство, они действительно способны сделать оригинальные, новаторские произведения, даже шедевры, так как во многих из них работают высококлассные мастера и дизайнеры, но создается подобное в преддверии выставок, в качестве рекламы, для поднятия престижа, без особой системы. Специфика ювелирной отрасли такова, что в ней происходит укрупнение и монополизация производства – сейчас мы это и наблюдаем. Эта ситуация приводит к образованию двух основных групп: крупных производственных компаний и именных мастерских. В первом случае простора для творчества по большому счету нет, а во втором ситуация обратная. «Одиночками» становятся многие мастера, поработавшие на крупные компании, или унаследовавшие семейную профессию, или просто люди, для которых ювелирное дело стало настоящей страстью. Где-то посередине между этими двумя большими группами находятся ювелирные компании, в которых работает творческий штат ювелиров, изготавливающих свои произведения собственными руками. Все они работают, как правило, на заказ. Среди них имена ювелиров и компаний, известных своим творчеством всей России.

В Москве среди эксклюзивщиков выделяются Александр Мельников, Марина Цой, творческая мастерская «Свят-Озеро», в которой работают члены Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, ювелирная мастерская Николая Балмасова (с 1988 года), компания «Стелла-эксклюзив» (дебют на выставке в Сокольниках, 2002 год), президентом и дизайнером которой является жена владельца «Яшмы» Игоря Мавлянова Стелла Мавлянова. Произведения Александра Мельникова и Марины Цой отличаются оригинальностью и самобытностью; «Свят-Озеро» специализируется на изготовлении украшений, корпоративной сувенирной продукции и призов ежегодных премий в различных областях бизнеса, дизайн которых решен в традициях русской классической ювелирной школы. Мастерская Николая Балмасова делает религиозные предметы, чарки в старорусском стиле, драгоценные предметы быта, драгоценную посуду; ее заказчиками были и Патриарх Всея Руси Алексий II, и Администрация Президента России.

Нельзя не упомянуть о творческой фирме «silverlain», замеченной в пристрастии к украшениям интерьера. Это целые ювелирные композиции-миры, и трудно поверить, что они сделаны из металла и камня руками человека. Украшения «Сирина» поражают воображение великолепием, свойственным произведениям барокко. Неподражаем Максим Вознесенский и его «ЮТэ – Ювелирный театр», ювелирный дом нового поколения, украшения которого можно отнести к неоромантизму.

В Екатеринбурге – ювелирная компания Попова Льва Борисовича, которая добилась высочайшего качества и изготавливает мужские и женские украшения традиционного дизайна, а также корпоративные подарки из драгоценных металлов и драгоценных камней по эскизам Алексея Помельникова и петербургских художников.

В начале 1990-х годов именно такие авторские маленькие мастерские, появившиеся на огромных площадях ювелирных заводов, и стали родоначальницами современных крупных компаний, которые пусть хоть и не все вышли на первые места в ювелирной промышленности, но заняли свою достойную нишу, нашли своего покупателя (заказчика) и вышли на мировой уровень как по дизайну, так и по качеству изделий. Это и московский люксовый «Альком Ювелир», лицом которого является актриса Екатерина Стриженова, и московский же «Эстет», который представляет модель Лена Ленина, и санкт-петербургский «Каст», и ижевская «Золотая Орхидея», и костромская «Инталия», уделяющая особое внимание полудрагоценным и поделочным камням, и екатеринбургский «Эрми» (бренд «Ринго»), выпускающий фантастические, умопомрачительные кольца.

Из «Русских самоцветов» вышла в свое время «Альфа», в каталоге которой особое внимание уделено маленьким драгоценным подвескам-пасхальным яйцам в лучших традициях русского узорочья. Выжили и бывшие советские заводы: московский «Бронницкий ювелир» с многовековой традицией цепочечного вязания, идущей от кольчужных мастеров («броня» - Бронницы), смоленский «Кристалл», продающий бриллианты с 1963 года; смоленские бриллианты – эталон качества. Именно в «Кристалле» можно приобрести сертифицированные эксклюзивные бриллианты фантазийных цветов и высоких характеристик. Список можно продолжать и дальше, а, значит, есть у нас свои ювелиры, со своей традицией и историей.

Во времена существования СССР предпринимательская деятельность каралась как уголовное деяние, а мастерам было запрещено работать с драгоценными металлами, вот и приходилось «баловаться» с мельхиором и нейзильбером, с поделочными камнями. Некоторые рисковали и работали подпольно. Повезло единицам, тем, кто при закрытых дверях делал драгоценные украшения для Алмазного Фонда: В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин, В. Г. Ситников. Мастера заводов давали подписку о том, что не делают и не будут делать предметы религиозного культа. Эти времена прошли. Теперь перспективы ювелирного бизнеса в России не самые плохие: совершенствуется законодательство, меняется таможенные кодекс, талантов всегда было много, а это означает, что российским ювелирам хотя бы не будут мешать выходить на мировой рынок и свободно торговать.

День ювелира 2017
31 января отмечается замечательный праздник — День ювелира, когда позволяется всем возвеличить талантливых людей, способных творить красоту. Древние египтяне еще в III веке до н. э. освоили это искусство, их массивные украшения из золота были символом власти, потому носила их только знать. А в России первые ювелиры появились лишь в XV веке, и это тоже были выходцы из Греции. И лишь Петр I в начале XVIII века открыл в Петергофе фабрику, на которой была начата промышленная обработка драгоценных камней.

Красоту камней чувствуют настоящие ювелиры. Их золотые руки творят шедевры: камни, обрамленные в искусную оправу, играют и переливаются, завораживают своей красотой. Только истинные мастера способны из неровной стекляшки или кусочка благородного металла сотворить произведение искусства. Ювелиры имеют своих покровителей: в православии это Святые Косьма и Дамиан, а у католиков — Святой Дустан.


 
%